Про путешествия

Чаевые в путешествии

Все о чаевых: откуда появилось это понятие, кому и в каком размере стоит оставлять на чай, как выразить признательность за обслуживание, если нет наличных, и что делать, если персонал не отпускает вас без поощрения.


Чаевые в путешествии

Где и когда появились чаевые?
Есть как минимум две версии происхождения понятия «чаевые» (по английски – tips).
По одной из них, появление чаевых связано с зарождением в XVIII веке чайной культуры в Англии, когда состоятельные дамы и господа вкушали ароматный напиток в цветущих садах.
Со временем желающих насладиться чаепитием становилось все больше, а горячим напиток до столиков добирался все реже – нерасторопные официанты не успевали обслужить всех вовремя.
Расставить приоритеты помогли коробочки с надписью «TIPS» (To Insure Prompt Service – «для быстрого обслуживания»), монетки в которых заметно мотивировали персонал.
По другой версии, в качестве источника происхождения слова «чаевые» указывается сленговый глагол to tip – передавать что-либо от одного человека другому.

Кому и за что?
Чаевые принято оставлять обслуживающему персоналу в качестве вознаграждения за хорошую работу.
Но в этом правиле есть свои исключения: повар, стюардесса, дантист или переводчик могут в ответ на вашу «щедрость» просто обидеться.
По всему миру список «чаевых» профессий и мест, где принято оставлять чаевые, примерно одинаков.
В ресторанах деньги обычно оставляют официантам и барменам на столике после оплаты счета.
В отелях принято давать на чай носильщику за доставку чемоданов в номер, а выезжая, оставлять деньги горничной – на кровати или прикроватной тумбочке.
В салоне красоты чаевые полагаются всем, кто вас обслуживал, лично в руки.
В аэропортах мелочь принято оставлять носильщикам за их услуги.
Водителю автобуса и гиду на экскурсии чаевые обычно собирают со всей группы.
На круизном лайнере деньги оставляют официантам, барменам и горничным.
А в конце поездки откладывают определенную сумму в конверт – ее потом делят поровну между всей командой судна.
В казино официантам дают на чай за каждый напиток, крупье – в конце игры, особенно в случае выигрыша.
На автозаправке и мойке дополнительной оплаты будут ждать обслуживающие вас работники, в то время как на парковке чаевые принято давать лишь при возврате машины.

Платить или нет?
Обычно чаевые – дело добровольное.
Каждый сам решает, давать их или нет и почему.

Даже в Америке, где традиция чаевых возведена в культ и поддерживается специальным меморандумом Национальной ассоциации ресторанов США, в которой для них зафиксированы рекомендуемые суммы, никто не отправит вас в тюрьму за отказ от прибавки к счету.
Максимум – пошлют при всех вслух.
Причина, по которой платить точно не стоит, – плохое обслуживание: лень, грубость, рассеянность. Но иногда бывает, что чаевые приходится оставлять против своей воли: если они уже включены в счет и на чеке написано Tips Are Included.
Тут уж ничего не поделаешь!

Под запретом.
Есть страны, где чаевые не приняты.
Или, как, например, в Китае, вовсе запрещены законом.
Сами китайцы говорят, что отсутствие чаевых помогает поддерживать основы их мировоззрения: работник живет благодаря своему хозяину и просто не может брать деньги у других людей.
Но западное влияние неизбежно.
Если раньше в ответ на предложенные деньги от официанта можно было услышать лишь испуганное «Бу-бу-бу» («Нет-нет-нет»), то сейчас ситуация изменилась.
Появился ряд дорогих ресторанов, в которых чаевые могут быть включены в счет, в других официанты сами с удовольствием примут их в качестве поощрения.

В отличие от Китая в Японии деньги точно не возьмут: японцы считают, что хорошее обслуживание – их обязанность, и не приемлют никаких вознаграждений.
Также чаевые могут оскорбить честь владельца японского ресторана: вы сомневаетесь, что он сам в состоянии хорошо платить за работу своим сотрудникам?

В Новой Зеландии и Австралии чаевые тоже нежелательны и могут даже вызвать враждебную реакцию – не важно, оставляете ли вы деньги официанту, бармену или горничной.

В 2010 году Министерство экономики Объединенных Арабских Эмиратов запретило работникам ресторанов и кафе включать чаевые в счет.
Запрет распространяется на заведения общепита, расположенные вне отелей и туристических центров, и действует по всей стране.
Также туристам и местным жителям было предложено обращаться с жалобами на требования чаевых сверх суммы счета.
Нарушающие запрет заведения штрафуют и даже лишают разрешения на ведение торговли.

В импровизированный список No Tips, Please можно также включить Бруней, Оман, Южную Корею и Сингапур.

Чаевые в путешествии

Размер чаевых.
В каждой стране свои размеры и условия для чаевых.

Условно все их можно разделить на две категории: первая, где чаевые дают сверх суммы, указанной в счете;
и вторая, где чаевые уже включены в счет.

Обычно размер чаевых колеблется от 5 до 10% от суммы счета.
Но есть неписаное правило: минимальная сумма не должна быть меньше банкноты самого маленького номинала (1 доллара, 1 евро, 10 рублей и т.д.).
В такси принято округлять до следующего целого числа: если на счетчике 5,40$, то надо отдавать 6$, если 14$ – то 15$ и т.д.
Самые большие чаевые – до 25% – принято оставлять в США.
Тут они составляют основной заработок работников сферы обслуживания.
В США чувствуешь себя почти обязанным: коробочка с надписью TIPS есть даже в «Макдоналдсе».
Оставлять меньше 10% считается неприличным: догонят, обвинят в забывчивости и попросят доложить.

Другая страна, где также не отвертеться от дорогого «чая», – это Франция.
Тут сумма 15–16% от заказа будет автоматически включена в счет (строка service compris).
Сами французы дополнительных чаевых не дают, иностранцы – скорее по незнанию.

В Италии и Германии в чек включат более скромные 5–10%.

В большинстве других стран чаевые добровольные, но редко опускаются ниже 5%, и лишь в Швейцарии, Голландии и Австрии это 3–6%.

На Востоке – в Тунисе, Турции и Египте – привычные чаевые в 5–10% называются «бакшиш» и ожидаются повсеместно: уровень назойливости персонала в попытках заработать на чай зачастую требует отдельной моральной подготовки.

В России культура чаевых постепенно развивается, в среднем сумма на чай составляет 10% и почти никогда не включается в счет: вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение.

Что делать, если нет наличных?
Даже если вы рассчитываетесь кредиткой, хорошо иметь с собой немного наличности для чаевых.
Однако и ее отсутствие – не проблема: попросите списать дополнительную сумму с карточки.
В чеке отдельной строкой может быть пункт приблизительно с таким текстом: «Прошу списать с кредитки __ руб. на чаевые расходы».
Чаевые, оставленные с помощью банковской карты, снимаются с нее второй трансакцией: сначала банк получает сообщение о снятии денег по счету, потом – о снятии денег за оказанную услугу.
Такие чаевые облагаются налогами и потому не так горячо любимы официантами.
Если ни денег, ни карточки нет под рукой, сойдет и сувенир с символикой вашей страны, ручка, сигарета или подобная мелочь.
Главное – не оставить хорошего человека без внимания.
Сами официанты говорят, что если уж нет чаевых, то всегда можно попросить жалобную книгу и написать там что- то хорошее – у вас, как минимум, улучшится настроение, а у заведения – репутация.

Как бороться с недовольством?
Недовольство персонала количеством чаевых можно встретить где угодно, но хуже всего дело обстоит в США: если оставите меньше положенных 15%, у вас обязательно поинтересуются, в чем дело.
Не найдете разумного ответа – вам грозит всеобщее презрение и попадание в «черный список» клиентов.
Молодой официант из Сан-Франциско однажды даже создал сайт с информацией о самых жадных клиентах.
Cпецслужбы, конечно, спешно закрыли его «из соображений безопасности», однако факт остается фактом – в Америке надо смириться с необходимостью оставлять на чай.
Бывает, что персонал ведет себя недопустимо: вам откровенно хамят или не возвращают сдачу.
Тут можно растеряться – виновато ретироваться или доложить пару купюр на стол.
Но лучше пойти на принцип: попросить книгу жалоб и напомнить, что чаевые и сдача–не одно и то же, а «чай» – дело добровольное.
И в данной ситуации уж точно лишнее.

Чаевые в путешествии

Личный опыт
Анна Голикова, студентка

Когда я путешествовала по Штатам, чаевые приходилось оставлять везде и всюду – отдых влетел в копеечку! Один раз я попробовала списать «на чай» с российской банковской карты, но банк посчитал вторую операцию – снятие денег за обслуживание – подозрительной и заблокировал ее. Хотя у моих попутчиков все прошло нормально.

Алина Колобкова, персональный тренер

В командировке я пару дней не могла привыкнуть к отсутствию чаевых в Японии – оставляла деньги, так меня каждый раз догоняли и говорили, что я забыла сдачу. Возвращалась, что поделаешь!

Текст: Анастасия Борисова
Иллюстрации: Валентин Ткач
Источник:
nat-geo.ru

NG

Статьи с сайта National Geographic
Подписаться на комментарии
Сообщать о
guest
1 Comment
Inline Feedbacks
View all comments
Серпень

Позиция японцев:
«Мы в состоянии сами хорошо платить персоналу»

Позиция американцев:
«Зачем нам хорошо платить персоналу, если можно затраты повесить на клиентов?»

НА ГЛАВНУЮ

= = =

Back to top button